Урок 2 - человек - субъект или объект?
Казалось бы, что за вопрос? Попятное дело, живой человек - субъект. Но! Мы живём в обществе, входим в те или иные системы отношений. И другие люди принимают решения и ставят нас перед фактом, не всегда спрашивая наше мнение и как мы к этому относимся.
Каждый раз, когда кто-либо принимает решение, которое влияет на нас и не согласовывает решение и его последствия с нами, он ставит нас в позицию объекта. По сути это вид морального насилия. Даже если это из лучших побуждений. Потому что наша свобода воли при этом игнорируется. Нас пытаются двигать, как мебель.
При чем здесь счастье, можете спросить вы? Ну, мы не можем реализовать в таких отношениях свою внутреннюю природу. Поэтому не можем быть счастливыми, реализованными, самими собой.
И тогда у нас включаются механизмы защиты. И, вместо того, чтобы пребывать в бытии и благодарности, мы сопротивляемся, вступаем в борьбу, или чувствуем себя подавленными. Выученная беспомощность - как раз возникает, когда нас хронически ставят в позицию объекта и мы не знаем/ не умеем изменить ситуацию.
Что же делать?
На самом деле общество уже придумало массу решений.
1. В бизнесе, например, это договор. Стороны его внимательно читают, при необходимости вносят изменения об условия. И подписывают только когда согласны. Здесь каждая сторона - субъект деятельности. Не согласен с условиями - не подписывай.
2. Во взаимоотношениях мужчина-женщина договор устный. Мы каждый раз заново передоговариваемся. Да, если источник договора - душа и решение принято из любви, то субъектность также учитывается. Но бывают решения, принятые из Эго. Эго - это по сути хотелка, которая никого, кроме своих личных желаний, не учитывает. И вот тогда начинаются манипуляции. Отношение к другому как к ресурсу, который просто нужно правильно использовать. В этом случае мы удаляемся от счастья и от любви далеко-далеко.
3. Чтобы распознать, как с нами обращаются, достаточно взять паузу, подышать медленно и глубоко и прислушаться к ощущениям своего тела. Тело словно радар - оно ловит все сигналы, даже те, которые пропустил наш ум. Если вы от решения и договорённостей ощущаете наполненность, вдохновение, кураж, значит это решение ведёт вас к счастью. Если опустошённость, сжатие, неприятное щемящее чувство - жмите СТОП. Это признак попадания в в манипулятивные отношения
Ещё академик Асмолов сказал: «Мы можем не видеть и не понимать манипуляцию, но мы всегда чувствуем боль от суггестии»
4. Пожалуй, самые бесправные существа - дети. Родители под системой воспитания порой понимают систему приказов. И ставят ребёнка в объектную позицию, принимая решения за него, как ему лучше. Под предлогом, что ребёнок ничего не понимает и не надо потакать его капризам. Система воспитания в детсадах (за исключением Монтесссори детсада) и школ (за исключением Вальдорфовской педагогики) тоже построена на моральном насилии. И принятии решений за детей. И дети не могут выбрать учителей и изменить условия обучения. Они не подписывают никакой договор ни с кем, а обязаны подчиниться. По сути важно признать, что в современном обществе детей ставят в позицию объекта.
5. И раз мы все родом из детства, то для возвращения себе внутренней свободы, которая основа счастья, важно заново переосознать те отношения, в которые мы были втянуты. Проработать травматический детский опыт, найти в сердце прощение и благодарность как самому себе, так и другим. Или найти силы для борьбы, для творчества, для построения отношений свободы и любви. Для возможности услышать тихий голос своей интуиции и разрешить себе быть собой.
Вчера я задумалась над вопросом: почему все дети с рождения и примерно до 3х лет любят своих родителей безусловной любовью? А во взрослом состоянии эта способность безусловно любить у многих людей утрачивается? Мы словно теряем эту способность. Хотя священные писания и произведения искусства кричат о любви. Неужели безусловная любовь не помогает адаптации? (по теории об эволюции те качества, которые помогают виду адаптироваться к реальности, передаются в генах. А те, которые не помогают, утрачиваются).
Что скажете?